Раз бедная смесь продолжает гореть в то время когда поршень уже внизу, выделившееся тепло не производит полезной работы, а повышает температуру отработавших газов. В результате экономичность снижается, а выпускные клапаны могут прогореть.

При работе на бедной смеси (а =1,20… 1,45) удельный расход топлива* увеличивается на 8…12%, а двигатель перегревается.

Когда количество воздуха в смеси повышается до 20…22 кг на 1 кг бензина (a = 1,35…1,5), горение прекращается и двигатель останавливается.

Но раз удельный расход топлива минимален при обедненной смеси, то может быть и работать всегда На ней? Оказывается, нет. Все-таки горит она вяловато!

Самое интенсивное горение имеет место при обогащенной смеси (а = 0,7…0,85), и именно при работе на ней двигатель развивает максимальную мощность. Готовить такую смесь помогает система экономайзера при нажатии до отказа педали управления дроссельными заслонками. Но бензин при этом, естественно, сгорает неполностью и, мало того, что его удельный расход повышается на 12… 15%, еще происходит и интенсивное загрязнение окружающей среды. Значит, чем больше резвость, тем больше аппетит!

Дальнейшее повышение содержания бензина в топливной смеси — это совсем плохо. При работе двигателя на богатой смеси (а = 0,6…0,8) мощность уменьшается на четверть, а расход бензина увеличивается на треть, богатая смесь плохо воспламеняется, несгоревшая смесь выбрасывается в глушитель, где ее может поджечь выхлоп из другого цилиндра. В этом случае раздается «выстрел», из выхлопной трубы вылетает черный дым, и еще хорошо, если глушитель после этого останется цел!

Такова самая общая картина сгорания бензина. Но она в решающей степени зависит от многих факторов: температуры воздуха и двигателя, степени открытия дроссельных заслонок, опережения зажигания и др.